Анализ в переводе с греческого

Анализ музыкального произведения: пример, теоретические основы, техника анализа

Анализ в переводе с греческого

Слово «анализ» в перевод с греческого означает «разложение», «расчленение». Музыкально — теоретический анализ произведения – это научное изучение музыки, которое включает в себя:

  1. Исследование стиля и формы.
  2. Определение музыкального языка.
  3. Изучение того, насколько важны эти элементы для выражения смыслового содержания произведения и их взаимодействие друг с другом.

Примером анализа музыкального произведения является метод, который основан на расчленении единого целого на мелкие части. В контрасте с анализом идет синтез – прием, который подразумевает соединение отдельных элементов в общее. Два эти понятия тесно связаны друг с другом, так как только их сочетание ведет к глубокому пониманию какого-либо явления.

Это также относится и к анализу музыкального произведения, который в конечном счете должен приводить к обобщению и более ясному понимаю объекта.

Значение термина

Существует широкое и узкое употребление данного термина.

1. Аналитическое исследование любого музыкального явления, закономерности:

  • структура мажора или минора;
  • принцип действия гармонической функции;
  • нормы метроритмической основы для конкретного стиля;
  • законы композиции музыкального произведения в целом.

В таком значении музыкальный анализ соединяется с понятием «теоретическое музыкознание».

2. Изучение любой музыкальной единицы в рамках одного конкретного произведения. Это узкое, но более распространенное определение.

Теоретические основы

В XIX веке шло активное становление этого музыкального раздела. Многие музыковеды своими литературными произведениями спровоцировали активное развитие анализа музыкальных произведений:

1. А. Б. Маркс «Людвиг Бетховен. Жизнь и творчество». Данное творение, написанное в первой половине 19 века, стало одним из первых образцов монографии, которая включила в себя анализ музыкальных произведений.

2. Х. Риман «Руководство композиции фуги», «Смычковые квартеты Бетховена». Данный немецкий музыковед создал учение о гармонии, форме и метре. Основываясь на нем, углубил теоретические методы анализа музыкальных произведений. Его аналитические труды имели большое значение для прогресса в этом музыкальном направлении.

3. Работа Г. Кречмара «Путеводитель по концертам» помогла развить теоретико-эстетические методы анализа в западноевропейском музыковедении.

4. А. Швейцер в своем литературном творении «И. С. Бах» рассматривал музыкальные произведения композиторов в трех единых аспектах анализа:

  • теоретическом;
  • исполнительском;
  • эстетическом.

5. В своей трехтомной монографии «Бетховен» П. Беккер разбирает сонаты и симфонии величайшего композитора с помощью их поэтической идеи.

6. Х. Лейхтентритт, «Учение о музыкальной форме», «Анализ фортепианных произведений Шопена». В трудах авторах проводит грамотное сочетание высокого научно – теоретического уровня анализа и образных характеристик с эстетическими оценками.

7. А. Лоренц «Тайны формы у Вагнера». В данном литературном произведении писатель проводит исследование на основе подробного анализа опер немецкого композитора Р. Вагнера. Устанавливает новые виды и разделы анализа форм музыкального произведения: синтезирующая сценическая и музыкальная закономерности.

8. Важнейшим примером развития анализа в музыкальном произведении являются труды французского музыковеда и общественного деятеля Р. Роллана. К ним относится работа «Бетховен. Великие творческие эпохи».

Роллан проводит анализ музыки различных жанров в творчестве композитора: симфоний, сонат и оперы. Создает собственный уникальный аналитический метод, который основан на поэтических, литературных метафорах и ассоциациях.

Такой метод выходит за строгие границы музыкальной теории в пользу свободного понимания смыслового содержания предмета искусства.

Такой прием впоследствии окажет большое влияние на развитие анализа музыкальных произведений в СССР и на Западе.

Русское музыковедение

В XIX веке наряду с передовыми тенденциями общественной мысли произошло интенсивное развитие в целом в области музыковедения и в музыкальном анализе в частности.

Русские музыковеды и критики направили свои усилия на то, чтоб утвердить тезис: в каждом музыкальном произведении выражается определенная идея, передаются какие-то мысли и чувства. Ради этого и создаются все произведения искусства.

А. Д. Улыбышев

Одним из первых проявил себя первый русский музыкальный писатель и деятель А. Д. Улыбышев. Благодаря своим трудам «Бетховен, его критики и толкователи», «Новая биография Моцарта», он оставил заметный след в истории критической мысли.

Оба этих литературных творения включают в себя анализ с критическими и эстетическими оценками множества музыкальных произведений.

В. Ф. Одоевский

Не будучи теоретиком, русский писатель обратился к отечественному музыкальному искусству. Его критико-публицистические работы наполнены эстетическим разбором множества произведений — в основном опер, написанных М. И. Глинкой.

А. Н. Серов

Композитор и критик дал начало методу тематического анализа в русской теории музыки. Его очерк «Роль одного мотива в целой опере «Жизнь за царя»» содержит примеры нотного текста, с помощью которых А. Н. Серов изучил становление финального хора, его темы. В основе его формирования, по мнению автора, лежит созревание основной патриотической идеи оперы.

Статья «Тематизм увертюры «Леонора»» содержит изучение связи тематики увертюры и оперы Л. Бетховена.

Также известны и другие русские прогрессивные музыковеды и критики. Например, Б. Л. Яворский, который создал теорию ладового ритма и внес множество новых идей в комплексный анализ.

Виды анализа

Самое важное в анализе – установить закономерности развития произведения. Ведь музыка – это временное явление, отражающее события, которые происходят в ходе его развития.

Виды анализа музыкального произведения:

1. Тематический.

Музыкальная тема — это одна из главнейших форм воплощения художественного образа. Данный вид анализа – это сравнение, изучение тем и всего тематического развития.

Кроме того, он помогает определить жанровые истоки каждой темы, поскольку каждый отдельный жанр предполагает индивидуальный круг выразительных средств. Определив, какой жанр лежит в основе, можно более точно понять смысловое содержание произведения.

2. Анализ отдельных элементов, которые используются в данном произведении:

  • метр;
  • ритм;
  • лад;
  • тембр;
  • динамика;

3. Гармонический анализ музыкального произведения (примеры и более подробное описание будут приведены ниже).

4. Полифонический.

Этот вид подразумевает:

  • рассмотрение музыкальной фактуры как определенного способа изложения;
  • анализ мелодии – самой простой единой категории, которая заключает в себе первейшее единство художественных средств выразительности.

5. Исполнительский.

6. Анализ композиционной формы. Заключается в поиске типа и формы, а также в исследовании сопоставлений тем и развития.

7. Комплексный. Также этот пример анализа музыкального произведения называется целостным.

Он производится на основе разбора формы композиции, при этом сочетается с анализом всех компонентов, их взаимодействия и развития в целом.

Высшая цель такого вида анализа — изучение произведения как общественно-идеологического явления вкупе со всеми историческими связями. Он находится на грани теории и истории музыковедения.

Вне зависимости от того, какой именно вид анализа производится, необходимо выяснить историко-стилистические и жанровые предпосылки.

Все виды анализа включают в себя временное, искусственное абстрагирование, отделение конкретного элемента от других. Это необходимо сделать, чтобы провести объективное исследование.

Зачем нужен музыкальный анализ?

Он может служить разным целям. Например:

  1. Изучение отдельные элементы произведения, музыкального языка используется в учебных пособиях и теоретических работах. В научных исследованиях такие компоненты музыки и закономерности композиционной формы подвергаются всестороннему анализу.
  2. Отрывки из примеров анализа музыкальных произведений могут служить доказательством чего-либо при изложении общих теоретических проблем (дедуктивный метод) или подведении зрителей к обобщающим выводам (индуктивный метод).
  3. Как часть монографического исследования, которое посвящено конкретному композитору. Это касается сжатой формы целостного анализа музыкального произведения по плану с примерами, который является неотъемлемой частью историко-стилистических исследований.

План

1. Предварительный общий осмотр. В него входят:

а) наблюдение за типом формы (трехчастная, сонатная и т. п.) ;

б) составление цифровой схемы формы в общих чертах, без подробностей, но с названием главных тем или частей и их местом расположения;

в) анализ музыкального произведения по плану с примерами всех основных частей;

г) определение функций каждой части в форме (середины, периода и т. д.) ;

д) изучение того, развитию каких элементов уделено особе внимание, каким способом они развиваются (повторяются, сопоставляются, варьируются и т. п.) ;

е) поиск ответов на вопросы, где находится кульминация (если она есть), какими способами она достигается;

ж) определение тематического состава, его однородности или контрастности; каков его характер, какими средствами он достигается;

з) исследование тонального строения и каденций с их соотношением, замкнутостью или разомкнутостью;

и) определение типа изложения;

к) составление подробной цифровой схемы с характеристикой структуры, важнейшими моментами суммирования и дробления, длина дыхания (длинное или короткие), свойства пропорций.

2. Сопоставление главных частей конкретно в:

  • темповой однородности или контрастности;
  • высотном профиле в общих чертах, соотношении кульминаций с динамической схемой;
  • характеристике общих пропорций;
  • тематическом соподчинении, однородности и контрастности;
  • тональных соподчинениях;
  • характеристике целого, степени типичности формы, в основах ее строения.

Гармонический анализ музыкального произведения

Как говорилось выше, этот вид анализа — один из наиболее важных.

Чтобы понять, как сделать анализ музыкального произведения (на примере), необходимо иметь определенные навыки и умения. А именно:

  • понимание и умение гармонически обобщить конкретный отрывок по логике функционального движения и ладотональности;
  • способность связать свойства гармонического склада с характером музыки и индивидуальными особенностями данного произведения или композитора;
  • правильное объяснение всех гармонических фактов: аккорда, каденций, едения.

Исполнительный анализ

К данному виду анализа относится:

  1. Поиск сведений об авторе и самом музыкальном произведении.
  2. Стилевые представления.
  3. Определение художественного содержания и характера, образов и ассоциаций.

Штрихи, приемы игры и средства артикуляции также являются важной составляющей частью приведенного примера исполнительского анализа музыкального произведения.

Вокальная музыка

Музыкальные произведения в вокальном жанре нуждаются в особом методе анализа, который отличается от инструментальных форм. Чем отличается музыкально-теоретический анализ хорового произведения? Пример плана приведен ниже. Вокальные музыкальные формы требуют своего собственного метода анализа, отличного от подхода к формам инструментальным.

Необходимо:

  1. Определить жанр литературного источника и самого музыкального произведения.
  2. Исследовать выразительные и изобразительные детали партии хора и инструментального аккомпанемента и литературного текста.
  3. Изучить отличия оригинальных слов в строфах и строках с измененной структурой в музыке.
  4. Определить музыкальный метр и ритм, соблюдая правила альтернанса (чередование рифм) и квадратности (неквадратности).
  5. Сделать выводы.

Источник: https://labuda.blog/197968

1 Анализ в переводе с греческого означает разложения объекта на составные части

Анализ в переводе с греческого

1 Анализ впереводе с греческого означает разложенияобъекта на составные части.

2 Диагностикафинансово-хозяйственной деятельностивключает определения оценочных признакови выбор методов их измерения.

3 Стимулирующаяфункция относится к анализам и диагностикеФХД.

4 Задачаанализа и диагностики деятельностипредприятия являет выявлений измененийв состоянии объекта в пространственновременном разрезе.

5 АФХД пообъекту анализа подразделяется наструктурный и функциональный.

6 Цельсравнительного анализа состоит всравнение показаний предприятия, споказаниями однотипных предприятий.

7 Анализ,отправленный на исследования разовыхспециальных изменений технически-экономического состояния предприятияназывается ТОЧЕЧНЫМ

8 Научнаяобоснованность является одним изпринципов анализа и диагностикидеятельности.

9 Важнымэлементом анализа деятельностипредприятия является группировка иклассификация показателей.

10. При методесредний величин используются обобщающиехарактеристики одноразовый явлений.

11. Одним изэлементов информационной базы анализаи диагностике ФХД являются данныебухгалтерского отчета и учета предприятия.

12.Информационная база анализа и диагностикидеятельности основано на организационномнормировании.

13. ОбъектомА. и Д. служит работа структурногоподразделения предприятия.

14. СубъектомА. и Д. выступает на предприятиианалитическая служба предприятия.

15. Ф А ворганизации – это процесс расчетафактических показателей деятельностии выявления отклонений

16. ОрганизацияА и Д направлено в первую очередь навыявления Больных мест в управлениипредприятием.

17. Эффективностьорганизации аналитической работыпредприятия зависит от детализациицелей и задач А и Д и соответствиеизбранных им методов.

18. В А и Диспользуются большое число обобщающихпоказателей.

19.Оборачиваемость оборотных средствотноситься к показателям факторам.

20.Агрегированный показатель выведенныйна базе показателей более низкого уровняназывается в анализе и Д. АННУИТЕТОМ.

21. Финан.результат хоз. деятельности представляетсобой абсолютный показатель.

22.Оборачиваемость дебиторской задолженностивлияет на показатели деловой активности.

23. Враспоряжении предприятии после уплатыналога на прибыль остается 74% налогоблагаемой прибыли.

24. Эффективностьдеятельности отражают показателиприбыльности.

25. Ликвидностьактивов представляют собой возможностьактивов трансформироваться в денежныесредства.

26.Относительность показателей финансовойустойчивости предприятия служитпоказатель коэффициент автономии.

27. Нормативноезначения коэффициента покрытия в нашейстране установлено от 2 до3.

28.Платежеспособность предприятияопределяется движения денежных потоков.

29. Величиначистого оборотного капитала рассчитываетсякак разность между величиной оборотногокапитала и краткосрочных обязательств.

30. МодельАльтман характеризует финансовую несостоятельность организации.

31. Банкротствопредприятия имеет место только в рыночнойэкономике.

32. Дляпризнания организации банкротом следуетобратиться в арбитражный суд.

33. Нормативноезначение коэффициента текущей ликвидностидля признания структуры балансанеудовлетворительно не должно бытьменьше двух.

34. Дело обанкротстве предприятия может бытьвозбуждено при наличии краткосрочнойзадолженности с выше100 тысяч руб.

35. Одним изусловий экономической состоятельностивыступает организация труда и производства.

36. Одним изосновных элементов характеризующихэкономическое состояние предприятияявляется деловая активность.

37. Факторыопределяющие экономическое состояниепредприятия подразделяются наобщеэкономические, отраслевые ивнутренние.

38. Получитьпредварительную оценку экономическихрезультатов можно используя данныеотчеты о прибыли и убытке.

39 Приэкономическом анализе одним из основныхпоказателей является валовой доход.

40 Под рискомв анализе понимают вероятностьвозникновения убытков или не до получениядоходов.

41 Показателивариации характеризующий среднегоколебания риска находятся в предела от10% до 25%.

42 Рациональностьорганизации производственной деятельностиоснована на принципах : непрерывность, пропорциональность, автоматичность,ритмичность.

43. К числуосновных факторов определения,производственных результатов деятельностипредприятия относится оптовая ценапродукции.

44. экономическаяэффективность производства считаетсянизкой если производительные мощностизагружены только на10%.

45.Производительные результаты деятельностипредприятия отражают удовлетворительнов общественных потребностей.

46. Техническоесостояние производства характеризуетсяналичием системы транспорта иэнергоснабжения.

47. Одним изметодов учета наличие техники выступаетинвентаризация.

48. Показателемхарактерным использование техникислужит КПД ( коэффициент полезногодействия)

49. Диагностикаэффективных технологий основано наоценке роста производства труда.

50. В системесоциальных льгот предоставляются, засчет предприятия выделяются монетарныеи не монетарные льготы.

51. Материальнымресурсом предприятия относятся запасы.

52. Материальныересурсы предприятия отражаются вбухгалтерском балансе.

53. Одним изпривлеченных источников формированияматериальных ресурсов является кредит.

54. Срокисковой давности дебиторской задолженностисоставляет 3 года.

55. Использованияматериальных ресурсов влияет напоказатели эффективной деятельности.

56. Суммасвободных средств в обороте предприятиязависит от однодневной выручки, отреализации.

57. Запасыпредприятия представляют собой оборотныесредства предприятия.

58. Ценныебумаги предприятия относятся к быстрореализуемым активам.

59. Показателиоборачиваемости запасов в оборотахопределяет отношение себестоимостипродукции к среднегодовая сумма запасов.

60. Анализуправления запасами по методикеоптимальными партия заказа запасовнаправлено на оптимизацию затрат потранспортировке и хранению запасов.

61. К основнымфондам не относится уставный фонд

62. Основнымифункциями в Российской практике хозяйствапризнано считать средства срокомиспользования хоз. Процессе более 12месяцев.

63. Движенияосновных средств характеризуется спомощью показателей обновления ивыбытия.

64. Практич.Наличие и состояния основных средствподтверждается инвентаризацией раз вгод.

65. Вбухгалтерском учете отражаетсяпервоначальная стоимость основныхсредств.

66. Чем вышенорма амортизационных отчислений темменьше прибыль предприятия.

67. Не доамортизированная стоимость остаетсяпри использовании метода амортизацииуменьшаемого остатка.

68. Высокийпоказатель фондоотдачи характерен дляпредприятий торговли.

69. Показателихарактеризующим обеспеченность персоналаосновными средствами служит показателифонда вооруженности.

70. Показателифонда емкости = в сумме с фондоотдачей.

71. Трудовыересурсы являются объектом кадровойполитики предприятия.

72Для анализане использованного времени вычисляютсреднее фактическое число не явок.

73. показателииспользования трудовых ресурсов могутбыть отнесены к показателям производства.

74. Степеньиспользования рабочего временианализируется с помощью коэффициентаиспользования сменного режима.

75.Производительность труда – этоотносительный показатель

76. Суммуначисления Заработной Платы работникампредприятия за отчетный год являетсябазой для начисления единого социальногоналога.

77. Прианализе движения численности используютсяпоказатели коэффициента текучести.

78.Среднемесячная З.П. рассчитываетсяметодом средневзвешенной.

79. Составпрямых затрат на производстве продукцииНе включает пени и штраф.

80. К переменнымзатратам относится З.П. рабочих.

81. В системедирект -костинг применяют подразделениязатрат на постоянные и переменные .

82. Дляплановой экономике была характернасистема стандарт – костинг.

83. Ценатовара в условиях рынка представляетсобой общественно – полезные и необходимыезатраты.

84. К косвеннымрасходам при анализе себестоимостиотносятся расходы на содержания иэксплуатацию оборудования.

85.Общехозяйственные расходы распределяютсяпо видам продукции пропорциональноначисленному фонду З.П.

86. Проведениясуммарных постоянных затрат в зависимостио объемов произвотсвености представляютв графике прямой параллельно оси ОХ.

87. В составезатрат на производство и реализациюпромышленной продукции, основная долякак правило на материальные затраты.

88. Одним изисточников резерва снижения себестоимости продукции является минимизацияриска.

89. Всельскохозяйственном производствезатраты в течении года списываются поплановым ценам.

90. В торговлепри анализе прибыльности торговыхопераций, доходность рассчитываетсяза месяц методом реализованногоналожения.

91. В условияхрыночной экономики целью деятельностипредприятия является максимизациячистой прибыли.

92.Обощающимпоказателем эффективности хозяйственнойдеятельности служит отдача капитала.

93. Снижающаявеличина отрицательного финансовогорезультата за ряд лет свидетельствуетс повышение окупаемости деятельности.

94. В различныхрасчетах рентабельности в числительучаствует показателем прибыли.

95. Вдиагностике прибыльности при использовании3-х факторной модели Дюпона направленнойна выявление основных факторовиспользуется показатель рентабельностисобственного капитала.

96. Инвестициипредприятия осуществляются за счетприбыли и долгосрочных кредитов банка.

97. Причинойосуществеле6ния реальной инвестицииявляется обновления капитала.

98.Инвестиционное вложение считаетсяприемлемыми когда внутренняя нормадоходности вложений больше ставкибанковского процента.

99. Привыведении рейтингов числа характеризуетсядеятельность организации, большоезначение имеет определения интервалови соответствие классов.

100. Придиагностике социального потенциальногопредприятия, используется методэкспортной диагностике.

Источник: https://studfile.net/preview/5606531/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.